Журнал ANCOR Журнал стаффинговой компании ANCOR №21, май 2024
Поделиться

Привлечение и развитие молодых кадров

Столяров Алексей
Столяров Алексей. Руководитель направления стажерской программы М.Видео-Эльдорадо.

В ситуации рекордно низкого уровня безработицы в России компании все больше конкурируют за привлечение кадров, и в первую очередь молодежи. На фоне общего дефицита молодых специалистов, вызванного в том числе демографическими факторами, компании активно стараются сотрудничать со студентами и недавними выпускниками вузов. Несмотря на сложность задачи, она крайне интересна для HR блока и бизнеса и требует нестандартных решений.  

Работа с начинающими специалистами – это привлечение новой энергии, формирование новых подходов к решению имеющихся задач, а также пополнение штата людьми, которые быстро осваивают стандарты компании и умеют говорить на одном языке с нашими будущими клиентами. Решая эту задачу, мы даем ответ на вопрос, кто будет двигать вперед компанию через год, пять или десять лет. 

Несмотря на то, что Группа М.Видео-Эльдорадо существует 31 год и за это время прошла серьезные трансформации, компания смогла уверенно справиться с совершенно разными вызовами: от пандемии 2020 года до кардинальной смены бизнес модели в 2022 году в связи с уходом с российского рынка многих иностранных компаний. Последние годы потребовали еще сильнее нарастить темпы работы, в том числе для привлечения молодежи в Центральный офис. Фактически стажировка лета 2023 года стала для нас пилотным проектом перезапуска концепции по работе с молодежью, новой точкой отсчета. 

Практиканты, стажеры, сотрудники 

Сейчас мы ставим перед собой задачу выстроить единый контур по работе с молодежью, основой которого является трехступенчатое вовлечение в деятельность компании: практика, стажировка и найм молодых специалистов в штат. В рамках практик мы активно сотрудничаем с московскими вузами: РАНХиГС, МГИМО, ГУУ, Финансовым университетом при Правительстве РФ и другими. Приходя на короткий срок от 2 до 4 недель, практиканты впервые используют свои проф. навыки на практике, знакомятся с профильными руководителями. Зачастую они впервые сталкиваются с рабочими задачами и офисной инфраструктурой. Руководствуясь принципом, «Не только мы выбираем вас, но и вы выбираете нас», мы даем возможность практикантам погрузиться в деятельность компании. Руководители, готовые вкладываться в молодых специалистов, еще на этапе практики получают возможность пригласить их к себе в качестве стажеров. 30% практикантов возвращаются в компанию в этом статусе. 

Пожалуй, ключевым вызовом практик является вложенный ресурс: оформление документов, переговоры с вузом, время руководителей. Обратной стороной этих инвестиций является лояльность студентов, стремление попасть к нам на стажировку и заинтересованность руководителей в продолжении работы с молодыми специалистами, если их работа сложилась успешно. 

Стажеры 

Стажировки – основа нашей системы по работе с молодежью. Стажеры – это не руки и не «затыкание» кадровых дыр. Это наши будущие сотрудники, которые выросли внутри компании, готовы обучаться и на практике осваивать новые для себя направления, понимают корпоративную культуру, ценности и внутренние правила. К концу шестимесячной стажировки они обладают выстроенными социальными связями внутри компании, пониманием, как функционируют процессы. Становятся не просто  специалистами, но профессионалами, готовыми работать в Группе. Мы запускаем четыре стажировки в год: две — в бизнес-дирекции (М.Стажировка), две – в ИТ-подразделении Группы – компании М.Тех.  

Базово похожие стажировки все же отличаются между собой. М.Стажировка классически настроена на привлечение студентов и совсем недавних выпускников вузов. ИТ-стажировка не имеет возрастных ограничений для участников. Средний возраст ИТ-стажеров – 24 года, от 19 до 42 лет. Мы рассматриваем кандидатов, которые в последний год окончили курсы переподготовки по целевым специальностям, оцениваем их навыки на тестовом задании и знания на финальном интервью. Все это потенциально расширяет воронку и позволяет привлекать больше заявок, устраивать конкурс и повышать профессиональную планку стажеров уже на входе. В частности, отсутствие возрастного ценза позволило в два раза превысить количество полученных откликов на стажировку по сравнению с первоначальным планом. Стажировка в М.Тех – это возможность начать свою карьеру в ИТ для ритейла, если кандидат давно закончил вуз, но хочет перезапустить свою карьеру. 

Еще один очевидный плюс отсутствия возрастного ценза – готовность стажеров работать фуллтайм. На данный момент 3/4 стажеров выбрали для себя опцию полностью погрузиться в рабочие процессы, что повышает их вовлеченность и привлекает дополнительный ресурс для решения задач. Как отмечалось, стажировка длится шесть месяцев. В первый месяц стажер вместе с руководителем создает свой индивидуальный план развития, где фиксируются необходимые soft и hard skills, развитие которых является одним из условий успешного прохождения стажировки. 

Помимо навыков, для прохождения стажировки важна защита проекта. Стажерский проект направлен на решение конкретной бизнес-задачи, которая ставится перед молодым специалистом на время стажировки. Проекты работают на улучшение сектора бизнеса компании, стажеры учатся на реальных кейсах, берут на себя ответственность и прикладывают реальные усилия для повышения эффективности бизнеса.  

Сотрудники 

Третьим звеном работы с молодежью является их выход на штатные позиции после стажировки. На данный момент более 50% стажеров получают возможность присоединиться к компании. Уже в качестве младших менеджеров они становятся «бадди» для новых стажеров, что позволяет формировать сообщество стажеров и выпускников стажерской программы. 

Выводы, которые мы сделали, полностью перезапустив работу с молодежью: 

  1. Привлекательные условия стажировки позволяют создавать конкуренцию на входе и повышать общую планку стажерской программы, а за ней и общее качество человеческого капитала Компании. 
  1. Высокий поток кандидатов на стажировку позволяет расширять количество молодых специалистов в компании, в том числе за счет непосредственного найма. Стажерская программа и программа практик имеет очевидный сайд-эффект. 
  1. Успешная реализация стажировок повышает ожидания от нас со стороны кандидатов. Так, после запуска ИТ-стажировки, на М.Стажировку в бизнесе мы получили заявки от большого количества аналитиков, которые хотят и могут решать сложные задачи бизнеса. Более того, простые действия без вызова им кажутся уже не такими интересными. Этим вызовам необходимо соответствовать, чтобы не вызывать разочарования у потенциальных кандидатов. Это, в свою очередь, требует от нас постоянной работы над собой. 

Что говорят руководители ИТ? 

«В работе со стажером мне нравится передавать свои знания. Когда есть ученик, то сам выходишь на новый уровень», «Самостоятельные, сообразительные, осознанно подходят к работе, не нужно бегать за ними, есть базовые харды» 

Что говорят наши стажеры ИТ? 

«Нравится, что приходится постоянно решать необычные задачи. В рамках выполнения большой задачи сталкиваюсь с большим количеством нюансов, с которыми раньше не был знаком. Решая их, я расту как специалист, развиваюсь» 

«Уровень квалификации коллег и детальное знание всех систем, с которыми мы работаем. Они действительно знают ответы на все мои вопросы» 

«Возможность влиять на развитие продукта, улучшать пользовательский опыт. Командный дух, сплочённость. Здорово быть причастным к настоящим бизнес-процессам» 

«Бадди и Product owner выдают задачи таким образом, что обеспечивается интересный процесс, позволяющий изучить специальность с разных сторон. Это невероятный плюс. Также очень радует уровень организации всей программы и возможность постоянно давать feedback» 

Что говорят практиканты: 

«Мне безумно понравилась, во-первых, атмосфера в компании и люди. С самых первых шагов и до завершения все были рядом, поддерживали и готовы помочь в любой ситуации. Все объясняют, рассказывают и дают задания для более полного погружения в работу. Много реальных и очень интересных кейсов, которые позволяют рассмотреть работу с разных сторон, развить необходимые навыки. Очень благодарна за то, что руководители готовы идти навстречу, взять под свое крыло и пройти этот путь вместе» 

«Классный офис, приятная спокойная атмосфера. Открытость и поддержка коллектива»

Столяров Алексей, руководитель направления стажерской программы М.Видео-Эльдорадо

Поделиться
Усиление лидерских коммуникаций и рост вовлеченности сотрудников
К концу 2022 года мы увидели, что методы и инструменты, которые мы применяли в 2020-2022 годах, уже не так эффективны.
Система работы с перспективным кадровым резервом и производственные практики
Как мы в компании «ЭкоНива» работаем над созданием перспективного кадрового резерва и развитием кадрового потенциала практикантов.