Приветственное слово генерального директора ANCOR Сергея Саликова
Коллеги,
Пошел уже третий год, как мы живем в совершенно новой реальности! И ситуацию, сложившуюся в последнее время в российской экономике и на рынке труда, следует рассматривать в двухлетней перспективе. Многие тренды, зародившиеся в 2022, получили развитие в 2023 году и оказывают большое влияние сейчас.
Обострившаяся борьба за кадры трансформировалась в настоящий кадровый голод практически во всех отраслях. Оптимизация бизнес-процессов и сокращение расходов подстегнули интерес к искусственному интеллекту и автоматизации — в этом многие игроки небезосновательно увидели возможность повысить эффективность работы, высвободив при этом нерационально задействованный человеческий ресурс.
Многие иностранные компании, «покидавшие» российский рынок, продолжили работу, сменив форму собственности или действуя через своих прокси. Освободившиеся ниши заняли игроки из других стран. Яркий пример — автомобильная отрасль и китайский автопром. Лидирующую роль на российском рынке, впрочем, играет отечественный бизнес. При поддержке государства активно развиваются новые производства, запускаются проекты по импортозамещению. И на каждой площадке, в каждом офисе требуются люди, которых катастрофически не хватает. HR-бренд в этих условиях играет важнейшую роль в активной борьбе за кадры. Появилось много новых имен — им надо прокладывать путь к умам и сердцам кандидатов.
Группа компаний ANCOR тоже прошла большой путь изменений вместе со всем российским бизнес-сообществом. И если период 2022/23 год был временем обновления, работы с новыми клиентами и партнерами, то 2023/24 стал периодом активного развития. За это время мы не только вышли на прежний уровень мощности, но и двинулись дальше.
Мы продолжаем делать крупнейшее независимое исследование восприятия бренда работодателя «Талантист». Его миссия — максимально подробно изучить ожидания и модели поведения людей на рынке труда и помочь им и компаниям услышать и понять друг друга. Мы реализуем этот проект с нашим стратегическим партнером – президентской платформой АНО «Россия – страна возможностей». В этом году нашим партнером по исследованию стал холдинг «Ромир».
Мы видим, что меняется поведение компаний — работа с HR-брендом становится для них одной из приоритетных задач. Работодатели могут выстраивать более эффективный диалог со своей командой, но важно учитывать, что потребности и пожелания команды тоже меняются. И это связано не только с осознанием работниками своей ценности для работодателя, но и с все большей ролью миллениалов на рынке труда. У этого поколения другие жизненные и профессиональные приоритеты, которые отличаются от установок более старших поколений.
Еще одна важная история – изменяющаяся роль государства. Оно стало активно выступать в роли работодателя, конкурируя с бизнесом. Новое событие этого года – создание государственных структур и механизмов для управления процессом трудовой миграции. Одна из задач – контроль за дальнейшей работой иностранцев, чтобы они закрывали потребность в рабочей силе именно в тех отраслях и компаниях, в которых это было запланировано.
Проблема кадрового голода, не сходящая с первых полос, принципиально не решаема в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Возможный выход – в более эффективном использовании имеющихся ресурсов, возможном привлечении людей из других регионов и стран и в снижении потребностей в персонале. И нельзя забывать про важнейшие ориентиры для любого HR подразделения, любого HR сотрудника, любого рекрутера: прислушиваться к потребностям людей, выстраивать с ними партнерские отношения и помогать реализовать себя через инициативы, интересные как работникам, так и работодателям.
Сергей Саликов, генеральный директор ANCOR