О возрастающей роли бренда работодателя в новой реальности
CEO Randstad Жак ван ден Брук рассказал о глобальных тенденциях на рынке труда, работе в условиях коронакризиса и возрастающей роли бренда работодателя в новой реальности.
Что нужно HR, чтобы научиться держаться на плаву в условиях новых реалий? Какие компетенции являются сегодня наиболее ценными?
В условиях сложившейся в прошлом году беспрецедентной ситуации HR проделали огромную работу по поддержанию операционной деятельности своих организаций и обеспечению безопасности сотрудников. Одна из наиболее важных компетенций, которую HR-лидеры демонстрируют сегодня, – это способность гибко реагировать на постоянно меняющуюся динамику рынка и требования локального законодательства. В последнее время руководители кадровых подразделений выступают стратегами своих организаций: их задача предоставлять актуальные и обоснованные рекомендации исполнительному совету и топ-менеджменту.
В новых реалиях главная задача HR – научиться эффективно использовать данные о рынке и человеческих ресурсах. В 2021 году решающее значение для восстановления бизнеса имеет способность анализировать и прогнозировать будущие потребности компании, и HR-руководители должны оперативно подбирать необходимых сотрудников. Несомненно, важную роль сегодня играют цифровизация и технологизация, что позволяет повысить гибкость рабочих процессов в организации.
Эмпатия – еще одно качество, без которого нельзя представить сегодня сотрудника HR. Пандемия внесла свои коррективы во все сферы нашей жизни, люди испытывали постоянное давление и стресс, и психологическая поддержка персонала стала важной частью работы HR. По данным нашего исследования, большинство сотрудников благодарны своим нанимателям в первую очередь за эмоциональную поддержку в 2020. И в этом году мы должны продолжать действовать на благо своих коллективов: помогать им выявлять источники стресса и разрабатывать новые инициативы, направленные на благополучие, безопасность и психологический комфорт команды.
Как пандемия повлияла на поиск новых сотрудников?
Пандемия оказала большое влияние на рынок труда. И в первую очередь это касается трудовой миграции. Поскольку границы были закрыты, активность этих процессов значительно снизилась, и, вероятно, в ближайшее время ситуация не изменится – политика карантина и ограничения на перемещения будут и дальше отражаться на «людских потоках», в том числе, внутри Европейского союза. Можно сказать, что 2020 год стал вехой снижения уровня мобильности кандидатов. С другой стороны, это не ограничило доступ компаний к определенной категории специалистов. Благодаря успеху практики удаленной работы по всему миру, перечень профессий, которые могут работать из дома, значительно расширился. Работодатели, нуждающиеся в кандидатах с особыми навыками, могут получить их и дистанционно. Также важно, что сложившаяся ситуация дала возможность сотрудникам работать из самых разных локаций, так например, в Соединенных Штатах, где такие крупные компании как Фейсбук и Твиттер, объявили о значительном пересмотре своих политик удаленной работы.
Что необходимо делать нанимателям, чтобы повысить лояльность сотрудников?
С началом пандемии и последовавшим за ней экономическом кризисом, многие компании были вынуждены объявить о значительных увольнениях. Такие сектора бизнеса, как авиаперевозки, гостиничный и ресторанный бизнес, потеряли миллионы рабочих мест в одночасье. Это была первая проверка корпоративных ценностей компании.
Самым впечатляющим примером послужили компании, ведущие политику «прозрачной» коммуникации. Они внимательно относились к сотрудникам, жизни которых были затронуты произошедшими изменениями. Работодатели проводили тренинги и семинары по смене трудовой деятельности, поддерживали в переподготовке, и консультировали по поводу дальнейшего развития карьеры. Подобные практики демонстрировали и важность каждого работника, и помогали защитить бренд работодателя.
Влияет ли в период кризиса сильный бренд работодателя на привлекательность компании?
Абсолютно. Это краеугольный камень любой стратегии привлечения талантов. Без сильного бренда работодателя компании будут бороться за привлечение перспективных сотрудников даже в периоды высокой безработицы. Более того, сильный бренд работодателя поддерживается четко сформулированным ценностным предложением работодателя (EVP) – и это обеспечивает удержание рабочей силы и вовлеченность команды. Экономический спад, спровоцированный пандемией, не только не разрешил, но и усугубил проблему нехватки квалифицированных кадров. Сейчас, более чем когда-либо, компаниям необходимо укреплять свой бренд работодателя и вкладываться в развитие коммуникаций с сотрудниками – все это тесно связано с общей репутацией организации. Корпоративные лидеры должны убедиться в том, что они смогут привлечь лучших экспертов, чтобы во время дальнейшего экономического подъема их компания имела все необходимые ресурсы для достижения своих планов.
Как кризис влияет на международный крупный и средний бизнес?
Крупные глобальные предприятия и даже средние по размеру компании имели больше возможностей для решения проблем пандемии на начальном этапе хотя бы потому, что у них было больше ресурсов для этого. Мы стали свидетелями того, как огромное количество малых предприятий разорилось, потому что даже небольшой перерыв в движении денежных средств оказал разрушительное воздействие на их способность к выживанию.
Randstad, как и другие крупные организации, смог эффективно справиться с трудными экономическими условиями. Мы помогли большинству уволенных сотрудников, которые были с нами до пандемии, снова найти работу. Я считаю, что за это время сильный бренд помог нам сохранить многих клиентов и взаимоотношения с талантами, которых мы трудоустроили в эти компании.
Доверие к устоявшимся публичным брендам также помогло многим игрокам рынка не только минимизировать убытки, но и фактически ускорить бизнес. Например, такие организации, как Amazon, Apple и Netflix конвертировали свой корпоративный имидж в сильный бренд работодателя, что помогло им привлечь новых высококвалифицированных специалистов.
Но сильный и эффективный HR-бренд не ограничивается крупными и средними компаниями. Забота о нем требует четкой стратегии, которая хорошо выполняется и постоянно поддерживается. Организации могут воспользоваться преимуществами, которые дает HR-бренд, только благодаря кропотливым усилиям.
Многие люди потеряли работу, работают удаленно или их стиль жизни изменился. Как это отражается в результатах исследования бренда работодателя Randstad?
Исследование бренда работодателя, которое мы проводим во всем мире на протяжении более чем 20 лет, позволяет нам отслеживать настроения людей трудоспособного возраста. Благодаря этому массовому опросу, в котором приняли участие 190 000 человек в 34 странах, мы можем отследить, что привлекает сотрудников в компаниях.
И из года в год, с самого начала нашего исследования, люди указывают одни и те же критерии. Привлекательная заработная плата и льготы – всегда номер один. Далее следуют баланс между работой и личной жизнью, безопасность, приятная рабочая среда и возможности для карьерного роста.
В связи с массовыми сокращениями и переходом в онлайн, стали важны договоренности по работе из дома и уровень цифровизации компании. Результаты исследования этого года, которые будут выпущены во втором квартале 2021, скорее всего, выявят возросшую требовательность сотрудников к безопасности рабочих мест и к позитивной рабочей атмосфере, которая особенно важна в условиях кризиса. Также может возрасти важность профессиональной подготовки и обучения, поскольку многие кандидаты остались без работы и ищут для себя новые возможности.
Как искусственный интеллект, цифровизация, удаленная работа и другие разработки повлияли на рынок труда, процесс рекрутмента и стаффинга персонала?
Это важные факторы, меняющие мировой рынок труда в последние годы. Искусственный интеллект является важным достижением прогресса, который одновременно и угрожает устоявшему укладу, и предоставляет новые возможности для сотрудников. Требуются огромные усилия мирового сообщества, чтобы помочь персоналу овладеть новыми технологиями, найти возможности в развивающихся секторах экономики, и, что самое главное, обеспечить людей достойной работой с конкурентной заработной платой. Исследования показывают, что технологии будут больше создавать рабочих мест, нежели отнимать, и нам необходимо понять, как минимизировать негативное влияние изменений на жизнь людей в этот период.
Это такой же сценарий, как и с диджитализацией, которая вынуждает многие компании отказываться от устаревших аналоговых бизнес-моделей в пользу цифровых. Мы увидели, как с наступлением пандемии эта трансформация ускорилась по экспоненте, и сегодня компании добиваются своих цифровых целей в разы быстрее. Но диджитализация требует огромных инвестиций – в технологии, людей и процессы. И те, кто пойдут по этому пути, получат большее конкурентное преимущество.
Randstad придерживается подхода Human Forward (человек на первом месте) в отношении использования технологий и искусственного интеллекта. В таком решении мы нашли оптимальное сочетание человеческих ресурсов и технологий, так что автоматизированные процессы дополняются чутким и надежным руководством наших специалистов. Мы определили, какие технологии могут улучшить работу и освободить ресурс наших сотрудников, чтобы они могли сосредоточиться на том, что они делают лучше всего. А именно, использовать свою человеческую эмпатию, чтобы выстроить отношения с нашими клиентами и кандидатами.
В течение 2020 года, и в ближайшем обозримом будущем, мы ожидаем, что удаленная работа будет по-прежнему оставаться нормальным форматом для многих сотрудников. Для некоторых компаний уже набирает обороты так называемая «виртуализация рабочей силы». Для рекрутинговых и стаффинговых организаций это означает, что им нужно научиться работать в гибридной среде.Для клиентов, которые предпочитают полностью удаленный, «виртуальный» подход к подбору персонала, мы будем проводить собеседования и тестирования, составлять программы адаптации и выполнять другие функции с помощью цифровых инструментов. Для тех же клиентов, которые возвращаются в оффлайн, мы обеспечим личное присутствие сотрудников для работы с соблюдением всех норм безопасности.
Какие навыки необходимо развивать членам команды в условиях новой реальности?
Многие фундаментальные навыки актуальны, как в прошлом, так и сейчас. Критическое мышление, процесс принятия решений, свободное владение цифровыми технологиями и эффективные коммуникации – это те самые компетенции, которые для развития своей карьеры должен отточить каждый. Именно эти умения необходимы практически во всех областях, а значит, работодатели должны ко взаимной выгоде помогать своим сотрудникам постоянно совершенствовать основы.
Независимо от того, является ли кто-то работником, занятым умственным трудом, продавцом или медицинским специалистом, важно помнить, что изменения в глобальной экономике и технологиях ускоряются быстрее, чем когда-либо раньше.
Текущая Четвертая Индустриальная революция развивается так стремительно, что некоторые навыки очень быстро устаревают. Кроме того, во время пандемии цифровизация привела многие компании к перестройке своего бизнеса, что требует приобретения новых компетенций и перераспределения человеческого капитала.
В течение последних лет многие организации и академические учреждения признали насущную необходимость переобучения и переквалификации. Это означает, что сотрудники смогут рассчитывать на приобретение навыков, необходимых в будущем. Например, Randstad в прошлом году переквалифицировали тысячи сотрудников в США и Нидерландах. Многие другие работодатели сделали аналогичные инвестиции в людей.
Некоторые «мягкие навыки» (soft skills), о которых мы упомянули ранее, например, управление стрессом и лидерство, сотрудники могут приобрести прямо во время рабочего процесса. По мере того, как все больше организаций разрабатывают свои стратегии профессиональной подготовки и развития, мы можем ожидать, что многие из этих компетенций будут приобретать все большее значение.
Ваш общий прогноз для рынка труда на 2021 год?
Мы уже видели различные прогнозы от аналитиков и экономистов на 2021 год, и все они зависят от того, как хорошо мировые рынки смогут справиться с коронакризисом. Отрадно видеть, что вакцины выпускаются в такие сжатые сроки – это была самая быстрая разработка в мире. Теперь главная задача состоит в том, чтобы сделать вакцины доступными для всего населения – от этого зависит восстановление экономики. Если правительства и производители вакцин смогут реализовать свои амбициозные планы, мы можем ожидать, что мировая экономика довольно быстро восстановится и последует значительный рост занятости населения.
В то же время мы должны сохранять осторожность и соблюдать предписания по безопасности, издаваемые местными и региональными органами власти. И это особенно важно для работодателей, которые за последний год проделали поистине огромную работу. Сегодня мы просто не имеем права ослабить бдительность.
Еще один позитивный момент состоит в том, что рынок труда ускорил собственную цифровую трансформацию, стал более чутко и эффективно реагировать на внешние вызовы. Мы значительно улучшили методы поиска, тестирования и трудоустройства сотрудников, а это значит, что компании становятся более гибкими. Я предполагаю, что мы продолжим эти стремительные темпы преобразований даже после того, как пандемия закончится.