Журнал ANCOR Журнал стаффинговой компании ANCOR №18, апрель 2021
Поделиться

Бренд работодателя пострадает

Ян Денис
Ян Денис
Директор по корпоративным коммуникациям и связям с общественностью Randstad Group

Бренд работодателя 2021

Проводить исследование бренда работодателя Randstad начал в Бельгии в 2000 году. Нашей целью было создать новый инструмент, который помог бы нашим клиентам в развитии их собственного HR-бренда. Первый отчет был опубликован в 2001 году, с 2010 опрос стал глобальным, и сейчас он проходит в 34 странах на 4 континентах и охватывает 190 000 респондентов. Сегодня это крупнейшее исследование HR-бренда в мире.

Уже понятно, что представленные в этом году результаты – самые интересные за все время с момента старта исследования. И главным вопросом будет, какое влияние Covid-19 оказал на бренд работодателя? Работа над данными еще продолжается, но мы чувствуем себя достаточно уверенно, чтобы сделать некоторые прогнозы.

Бренд работодателя пострадает

Это, вероятно, самый простой вывод, который можно сделать. Обычно, когда ухудшается экономическая ситуация, привлекательность компаний также снижается. Но это временное явление, не надо преувеличивать влияние коронакризиса.

При этом на HR-бренд будет позитивно влиять безработица, которая уже возросла в большинстве западных стран и продолжит увеличиваться в 2021 году. Нетрудоустроенные люди присваивают более высокие баллы компаниям, чем трудоустроенные. Однако поскольку вторых гораздо больше, этот позитивный фактор недостаточно силен для компенсации общего негативного влияния кризиса. Но без него ущерб HR-бренду компаний был бы еще больше.

Воздействие на разные сектора экономики будет различаться

Covid-19 по-разному повлиял на различные отрасли. Логично предположить, что и влияние на бренд работодателя в разных секторах также будет разниться. Публичная сфера, образование, биологические исследования, технологии – все они имеют хорошие шансы, чтобы стать после кризиса даже более привлекательными, чем до него. Их можно рассматривать как своеобразную безопасную зону.

Но что случится со здравоохранением? На первый взгляд, это также безопасная ниша, рост безработицы в ней маловероятен. Ведь медицина играет очень важную роль в битве с Covid-19, и медики считаются настоящими героями. Означает ли это, что ситуация с брендом работодателя будет в данном случае лучше? У нас в этом есть серьезные сомнения. В недавнем проведенном в Бельгии исследовании мы обнаружили, что здравоохранение уже не так привлекательно для работы, как два года назад. Не было какой-то одной специализации, которая сильно бы сдала свои позиции, медицинские профессии в целом потеряли привлекательность сильнее, чем немедицинские.

Исследование также показало, что подобные результаты связаны именно с условиями труда, а не с проблемой баланса между работой и личной жизнью или с заработной платой. В начале пандемии телеэкраны по всему миру были заполнены кадрами переполненных отделений интенсивной терапии с пострадавшими от коронавируса. Возможно, большую роль сыграла нехватка специалистов: больных врачей и медсестер было некому заменить, и нагрузка ложилась на плечи оставшегося персонала. До сих пор не ясно, как это в итоге скажется на привлекательности работодателей, ведь это также зависит от реакции правительств на проблемы в данным секторе. В той же Бельгии уже объявлено о повышении зарплаты для медицинских работников. Поскольку зарплата является важным фактором, это, вероятно окажет положительное влияние на HR-бренд.

Удаленная работа, безопасные условия труда и зарплата

В этом году список факторов, влияющих на выбор компании-работодателя, пополнился двумя новыми параметрами: возможностью удаленной работы и безопасными условиями труда. Пока еще неясно, насколько важную роль они будут играть. Наш прогноз состоит в том, что они не будут конкурировать с четырьмя главными критериями: заработной платой, безопасностью самой работы, рабочей атмосферой и балансом работа/личная жизнь. Но мы не исключаем, что они могут занять пятую и шестую позицию в шорт-листе.

Если подробнее остановиться на топ-4 факторов, то традиционный эффект рецессии заключается в том, что безопасность работы при выборе работодателя становиться важнее заработной платы. Последние годы в большинстве стран уровень оплаты труда был самым важным элементом, определяющим выбор кандидатов, а безопасность была на втором или третьем месте. Но в ближайшее время мы можем ожидать смены приоритетов, когда безопасность станет приоритетом №1 вслед за зарплатой и рабочей атмосферой. Не стоит недооценивать этот тренд.

Однако, вернемся к важности удаленной работы – результаты по ней могут быть разными в зависимости от географии, поскольку возможности дистанционной занятости сильно различаются в разных странах. Есть территории, где почти половина рабочих, по крайней мере теоретически, имеет возможность работать дистанционно. В Бельгии – это 40% сотрудников. При этом в большинстве стран более половины рабочих не имеют возможности работать из дома. В таких странах как Бангладеш и Мексика этот показатель даже меньше 25%, в России он меньше 30%. Это означает, что влияние удаленки на бренд компаний-работодателей будет сильно различаться в зависимости от территории. Но в целом мы ожидаем, что отрасли, которые смогут предложить возможность работать из дома для большей части своих сотрудников, выиграют от этой тенденции. Будет очень интересно посмотреть на окончательный результат и оценить, как это повлияет на стратегии развития компаний.

Ян Денис, Директор по корпоративным коммуникациям и связям с общественностью Randstad Group

Поделиться
О возрастающей роли бренда работодателя в новой реальности
Сегодня мы просто не имеем права ослабить бдительность
Самые привлекательные работодатели России
В России исследование охватывает 26 секторов экономики, и Randstad составляет рейтинг компаний по привлекательности для работы в каждом из них