Журнал ANCOR Журнал международной стаффинговой компании ANCOR №16, июнь 2020
Содержание номера
Поделиться

Мир голосует за гибкость

Randstad
Одна из крупнейших глобальных стаффинговых компаний, стратегический партнер ANCOR, работает в 39 странах мира

Randstad утверждает, что в эти времена развивать бренд работодателя важно, как никогда. Результаты исследования 2020 года показывают, что никакие экономические кризисы не меняют расстановки сил на глобальном рынке труда: мы по-прежнему испытываем нехватку трудоспособного населения, рынок экономически развитых стран ищет решение проблемы стареющего населения, технологическое развитие усугубляет структурную безработицу. Работодатели по-прежнему конкурируют за таланты и решают задачи привлечения и удержания сотрудников. Результаты исследования актуальны и будут полезны при построении стратегии развития бренда работодателя вашей компании.

Об исследовании

Randstad Employer Brand Research проводится с 2020 года в разных странах по единой методологии. С 2014 года с присоединением России к числу стран проекта, исследование охватило государства, совокупно составляющие более 75% мировой экономики и стало глобальным. С тех пор ежегодно международная исследовательская группа KANTAR, которая проводит опрос и обрабатывает результаты исследования, формирует глобальный отчет, позволяющий понять мировые тренды и тенденции на рынке труда.

В 2020 году опрос прошел в 33 странах мира, в нем приняли участие около 185 000 респондентов, которые оценили в общей сложности бренды работодателя 6136 компаний.

Выборка

Группы участников опроса формируются в каждой стране в соответствии с характеристиками трудоспособного населения по возрасту в границах от 18 до 65 лет, по полу, уровню образования, региону проживания, занятости (выборка обязательно включает не только работающих по найму, но также самозанятых, неработающих, безработных и студентов).

Во все странах респонденты отвечают на одинаковые вопросы анкеты, единый подход и методология дают возможность формирования достоверных глобальных результатов.

Ключевые критерии выбора работодателя

Критерием номер один для выбора работодателя во всем мире является оплата труда. Если говорить о глобальной пятерке ключевых критериев, руководствуясь которыми люди выбирают работу, следом за оплатой труда идут баланс между работой и личной жизнью, гарантии занятости, приятная рабочая атмосфера и возможности карьерного роста.

Если посмотреть на рейтинг в динамике за последние пять лет, мы увидим очевидный тренд – из года в год гибкий график работы набирает все большее число голосов, а это значит, что все большее количество респондентов указывают его в числе пяти наиболее важных критериев выбора работодателя.

Мир голосует за гибкость, и можно с высокой вероятностью утверждать, что в будущем работодателям потребуется адаптировать свои процессы так, чтобы сотрудники могли выбирать дни, часы и место работы. Пандемия стала вызовом для работодателей всего мира на пути поиска решений по удаленной работе и гибкому графику и, судя по всему, ускорила ответ бизнеса на предпочтения людей на рынке труда.

При взгляде на результаты по регионам становится очевидной разница в предпочтениях людей. На втором месте в рейтинге значимости критериев выбора работодателя в Европе приятная рабочая атмосфера, в странах СНГ – финансовая стабильность, в Северной Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе – баланс между работой и личной жизнью, а в Латинской Америке люди выберут работодателя, предлагающего возможности карьерного роста вместе с хорошей оплатой труда.

Критерии выбора не одинаковы и для разных поколений. Работодателю, желающему привлечь на работу представителей поколения Z, стоит фокусироваться на приятной рабочей атмосфере, а не на гарантиях занятости.

Для поколения Y и X важны баланс между работой и личной жизнью, гарантии занятости.

Беби-бумеры будут выбирать работодателя, основываясь на хорошей оплате труда, но и удобное местоположение может повлиять на их решение.

Смена работы

Каждый 5-й сотрудник сменил работодателя в прошлом году (18%), каждый 4-й планирует это сделать в этом году (26%).

Большинство респондентов, сменивших работодателя, живут в СНГ и Северной Америке.

Те, кто планируют сменить работу в следующем году, проживают в Латинской Америке и в СНГ.

Главная причина смены работодателя – оплата труда. Почти 4 из 5 работников получили повышение заработной платы после смены работодателя. Однако выталкивающим фактором являются также и причины нематериального плана. В топе рейтинга выталкивающих факторов несовпадение личных и корпоративных ценностей, плохие отношения с руководством или с коллегами, отсутствие понимания смысла и целей своей работы.

Привлекательные льготы

В дополнение к основным вопросам анкеты, повторяющимся из года в год, в начале 2020 года респонденты оценивали льготы, предоставляемые компаниями. Поскольку критерий хорошей оплаты труда и социального пакета лидирует во всем мире, мы углубились в изучение этого критерия и собрали данные о том, какие именно материальные и нематериальные льготы значимы для сотрудников.

Наиболее привлекательные элементы социального пакета связаны с гибкостью: дополнительный отпуск или выходные дни (80%), гибкий график работы (79%), возможность работать из дома (72%). Также медицинское страхование (79%) и возмещение расходов на связь и проезд (72%) являются привлекательными льготами во всем мире. 

7 из 10 сотрудников считают нематериальные льготы важными при выборе работодателя.

Конечно же, предпочтения не одинаковы в разных частях света и в разных группах выборки. Медицинское страхование наиболее привлекательно в Америке и СНГ, гибкий график работы – в Европе, а дополнительный отпуск – в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

80% представителей поколения Y считают привлекательным гибкий график работы.

 Привлекательность отраслей

ИТ и коммуникации, товары народного потребления и автобизнес входят в топ-3 наиболее привлекательных отраслей мира. Данные отрасли оцениваются выше, чем другие, по большинству ключевых критериев.

Работодатели в ИТ и коммуникациях, сфере товаров народного потребления и автобизнесе привлекательны тем, что, по мнению респондентов, способны обеспечить финансовую стабильность. Кроме того, ИТ и автобизнес считаются инновационными секторами, а ИТ имеет репутацию сектора, предлагающего высокую оплату труда.

По регионам, ИТ, автобизнес и здравоохранение1 входят в топ-5 наиболее привлекательных отраслей. Исключение – страны СНГ. В данном регионе самые привлекательные работодатели – представители нефтегазового сектора.

Когда восприятие определяет реальность

Исследование бренда работодателя Randstad не основывается на данных опроса сотрудников конкретных компаний, наша цель – изучить восприятие.

Бренд работодателя является для каждой компании уникальным и определяет выбор человека, его готовность прийти на работу, работать в компании долго и эффективно, быть вовлеченным сотрудником, готовым поддержать компанию и разделить ее решения и в благополучные и в кризисные периоды развития.

Зачастую мы выбираем что-либо не вследствие своего положительного опыта и даже не по рекомендации тех, кому доверяем, а руководствуясь восприятием бренда этого продукта. Маркетологи хорошо знают, насколько значимую роль может играть сила бренда. И бренд работодателя не исключение. Важно не только быть хорошим работодателем, но и казаться таковым. А значит, нужно целенаправленно формировать восприятие компании как работодателя в информационных каналах.

Управление брендом способно снизить риски от потери квалифицированных специалистов, стоимость найма и привлечь лучших профессионалов с рынка труда. Важно ли это “здесь и сейчас”? На примере прошлых экономических кризисов и их влияния на рынок труда, можно с уверенностью говорить, что компании с сильным брендом работодателя, проходят периоды экономического спада с меньшими потерями и гораздо быстрее восстанавливают темпы роста. Непрерывная работа над брендом работодателя позволяет обеспечить устойчивое развитие компании в будущем. Наше исследование содействует вам в этой работе, предоставляя данные и знания по конкретной стране и в мировом масштабе.

[1] Life Sciences — глобальный экономический сектор, объединяющий медицину, фармацию и область производства продуктов на основе изысканий в естественных науках

Поделиться
Исследования ANCOR
АNCOR приходит на помощь
АNCOR оперативно проводит исследования, помогающие работодателям сориентироваться в кризисной ситуации
ANCOR
ANCOR вошел в топ 10 компаний по RPO Европы.
Сильный стратегический подход к найму - статья Сергея Саликова для HR Tech Outlook