АNCOR приходит на помощь
В апреле и мае ANCOR всесторонне изучил реакцию на кризис в различных областях бизнеса
Розничные компании оценили итоги карантина по-разному: кто-то увидел новые перспективы, а кто-то приготовился к худшему.
В апрельском исследовании приняли участие 103 представителя различных компаний: продуктовой розницы (41%), DIY (18%) и по 21% от розницы одежды и непродуктовой. Первые две отрасли считают кризис временем возможностей.
Исследование показало, что, помимо внешних ограничений карантина, самочувствие и стратегии развития розничных сетевых компаний напрямую связаны еще и с тем, насколько активно они вкладывались в цифровизацию своего бизнеса ранее. Создание собственных онлайн-магазинов или продажи через партнерские интернет-ресурсы − вот самая актуальная задача на сегодняшний день для всех без исключения.
Как минимум 1/5 ритейлеров смотрит в будущее с уверенностью: 21% опрошенных (из «растущих») продолжает найм сотрудников, даже несмотря на то, что рост продаж за апрель отметили только представители продуктового сектора (50% респондентов) и DIY (33%).
«Бизнес, не уделявший ранее должного внимания онлайн-технологиям, вынужден экстренно делать это сейчас. В продуктовом ритейле в 2019 году доля онлайн-продаж составляла от 0 до 5%, а в апреле этого года – от 5 до 7%. Для сегмента, традиционно работавшего офлайн, это существенный рост, – отмечает директор по продажам и маркетингу компании ANCOR Наталья Щербакова. – В секторе непродуктовой розницы доля онлайн-продаж в прошлом году была около 40%, сейчас подросла до 50%. В DIY на онлайн в прошлом году приходилось 20% продаж, в этом – уже 30%. У одежных ритейлеров доля онлайн-продаж в этом году составляет 100% против 15% в прошлом, но только потому, что этот сегмент лишен возможности торговать офлайн. На разных рынках складывается разная ситуация, но даже в наиболее “тяжелом” секторе fashion лучше чувствуют себя те игроки, которые занимались онлайн-продажами и до карантина».
Ритейл будет достаточно активно нанимать IT-специалистов, даже когда карантин закончится или вернется в Россию: для кадрового рынка это важная новость. На карантине покупатели оценили возможности покупок через интернет, и часть из них теперь так и останется в онлайне, а, следовательно, строить или улучшать свои онлайн-платформы продаж придется почти всем.
Свои интернет-магазины развивают сейчас 100% опрошенных компаний-респондентов из непродуктовой розницы и DIY, 50% из продуктовой розницы и 66% из fashion-сегмента. Ритейл не только развивает свои собственные цифровые возможности, но и входит в различные коллаборации: ведь за месяц сделать качественный интернет-магазин – задача почти нерешаемая.
Тренд на коллаборацию есть и в кадровом вопросе: так, например, 14% работодателей из продуктового ритейла часть персонала перенаправили в другие компании, а 83% представителей DIY сообщили, что перераспределили функционал своего персонала.
Надо отметить, что продуктовый ритейл и DIY вообще чувствуют себя сейчас максимально уверенно:
- 79% компаний-респондентов из продуктового ритейла и 50% из сектора DIY отметили, что у них нет незадействованных кадров;
- 14% продуктовых ритейлеров имеют неработающих сотрудников с сохраненной зарплатой, у DIY таких – 17%.
В пострадавших при сложившейся ситуации отраслях наблюдается куда менее оптимистичная картина: 71% опрошенных представителей одежного ритейла имеют неработающих сотрудников с пониженной зарплатой и 29% – неработающих без сохранения выплат.
В другой непродуктовой рознице у 53% есть неработающие сотрудники с сохраненной зарплатой, у 43% – неработающие сотрудники с пониженной зарплатой и еще 43% отправили свой персонал работать в другие компании.
И все же кадры по-прежнему решают все: один из главных выводов, который сделали за это время ритейлеры, заключается в том, что наибольшую ценность в бизнесе представляют люди. «Компании, относительно спокойно переживающие кризис, озабочены сохранением лучших кадров и наймом новых, психологическим настроем сотрудников, перестройкой системы мотивации, развитием корпоративной культуры, охраной труда в период эпидемии. Поэтому кризис, скорее всего, лишь ненадолго снизит финансовые запросы претендентов на менеджерские позиции, и хорошие кадры по-прежнему придется искать», – говорит Наталья Щербакова.
Еще одно исследование, проведенное ANCOR в апреле, было посвящено актуальным вопросам HR-повестки весной этого года. Мы провели это исследование сразу после введения карантинных мер.
Опросы HR-директоров позволили выделить три типа реагирования на вызовы экономического кризиса: работодатели разделились на три категории – «оптимизаторы», «уверенные» и «растущие».
В зависимости от того, как компании видят свои перспективы, меняется и повестка дня HR-подразделений.
«Оптимизаторы» отмечают, что в топ-3 главных задач кадровых служб вошло сокращение численности сотрудников. Если до марта эта задача была одной из главных у 21% респондентов, то в апреле − уже у 41%. Прибавилось работы и по кадровому делопроизводству: до марта в топ-3 задач оно входило у 14% опрошенных, сейчас – у 32%. У «оптимизаторов» это связано с проведением увольнений и оформлением административных отпусков, а у «уверенных» работодателей – с массовым переводом сотрудников на удаленную работу.
Наталья Щербакова: «Большую часть «уверенных» составляют те, кто задолго до карантина инвестировал в цифровизацию процессов, не дожидаясь технологического вызова от кризиса. В ANCOR, например, процесс перехода на удаленную работу прошел спокойно, потребовалось только регламентировать рабочие процессы и найти способы эффективно контролировать сотрудников. Компаниям, которые не занимались цифровизацией ранее (по разным причинам, есть бизнесы, по роду деятельности вообще не ставившие подобные задачи), сейчас сложнее».
С переходом на «удаленку» справились далеко не все:
Основной задачей для «уверенных» компаний стали поддержка вовлеченности и мотивации персонала, грамотное построение коммуникаций между сотрудниками и отделами, работающими удаленно.
ANCOR выяснил, что 76% работодателей активно применяют разные меры для обеспечения психологического комфорта своих сотрудников. Опытом поделились HR-директора крупных российских и международных компаний: кто-то проводит онлайн-занятия по йоге, кто-то придумывает цветовой дресс-код на каждый день, кто-то устраивает вечеринки в видеоформате. Но и контроль за работой сотрудников на местах тоже усиливается: все опрошенные отметили, что количество онлайн-встреч между сотрудниками отделов и количество личных звонков руководителей своим подчиненным выросло в несколько раз.
«Растущие» же компании в основном заняты наймом на особенно востребованные сейчас позиции – курьеров, водителей, сотрудников колл-центров, специалистов IT.
67% всех компаний в том или ином виде имеют сценарий работы на случай ухудшения экономической ситуации.
Планы развития бизнеса крупных компаний ANCOR изучил вместе с институтом Adizes
В майском исследовании приняли участие генеральные директора и владельцы бизнесов от 1000 сотрудников.
Изменения и прогнозы по восстановлению бизнеса, по мнению руководителей крупных компаний, выглядят следующим образом: как считает большинство их них, возвращение к показателям начала 2020 года займет от 12 до 24 месяцев. 41% прогнозирует восстановление в течение 1−2 лет, 40% − в течение года.
Ключевым для многих компаний станет вопрос удаленной работы. Из 79 владельцев или генеральных директоров компаний, принявших участие в опросе, 25% заявили, что оставят на «удаленке» от 20 до 49% сотрудников, и только 19% респондентов собираются вернуть в офис всех работников.
«Экономический кризис и вынужденно полученный опыт удаленной работы заставляют бизнесменов рассматривать ее как ресурс, который позволит оптимизировать расходы», – считает глава компании ANCOR Сергей Саликов. – Опыт ANCOR, полученный за два месяца самоизоляции, показал, что на офисных площадях можно и нужно экономить, тем более что часть сотрудников хотела бы работать дома и дальше или посещать офис несколько раз в неделю. Поэтому какое-то количество рабочих мест у нас теперь не будут закреплены за тем или иным сотрудником: при необходимости менеджеры смогут бронировать себе места, если задачи на день требуют присутствия в офисе».
Все респонденты указали, что будут в том или ином объеме оптимизировать количество персонала.
«По итогам проведенных круглых столов можно констатировать, что бизнес хорошо понимает ценность сработанной команды, – продолжает Сергей Саликов. – Поэтому если руководители и примут решение расставаться с людьми, то это будут только те сотрудники, чьи функции можно распределить между другими работниками без ущерба для эффективной работы компании».
Полностью сохранить штат готовы только 6% опрошенных, это представители растущих бизнесов. Но есть и хорошие новости: несмотря на сокращения, 32% работодателей отметили увеличение вовлеченности сотрудников, 19% сказали, что она не изменилась, снижение вовлеченности констатировали 39% респондентов.
Интересно, что увеличение вовлеченности заметно и в тех отраслях, где бизнес переживает спад, и это требует отдельных исследований – 60% из отметивших повышение вовлеченности работают в ситуации сниженных оборотов. Во многих компаниях нынешняя ситуация сплотила команду сильнее.
Сергей Саликов: «Это, прежде всего, результат усилий департаментов по работе с персоналом, которые с первых дней самоизоляции подключились к задачам по повышению вовлеченности сотрудников на “удаленке”».
Ключевой проблемой для российского бизнеса на настоящем этапе является, по мнению респондентов, падение спроса – так считает 41%. Одним из ответов на эту проблему станут увольнения: возможные сокращения могут затронуть 10−30% сотрудников в половине компаний, принявших участие в исследовании. Другого выхода у компаний просто нет. Питер Штром, вице-президент института Adizes, подчеркнул, что «участники круглых столов Adizes не раз говорили о том, что предпочитают не рассчитывать на поддержку государства, в целом бизнес надеется только на себя».