Журнал ANCOR Журнал стаффинговой компании ANCOR №20, май 2023
Поделиться

Как привлекать новых специалистов в IT?

Юлия Фомина, Head of HR Brand, Альфа-Банк

Мы верим, что возможность попробовать себя в IT должна быть у каждого, именно поэтому мы запустили собственные образовательные курсы. Проект под названием Alfa Campus был создан для того, чтобы помочь участникам узнать больше об IT и Digital, а нам — найти новых специалистов. 

Как создавались курсы: основные вызовы и противоречия 

Важной предпосылкой для создания образовательных программ стал анализ статистики и прогнозов: согласно данным работных сайтов по поиску работы, число IT-вакансий в России в марте 2022 года выросло на 32% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом, согласно Минцифры РФ, сегодня дефицит IT-специалистов составляет от 500 тысяч до 1 миллиона человек. Эксперты предполагают, что к 2027 году это количество возрастет до 2 миллионов. Ситуация усложнилась в период массового оттока профессионалов в течение прошлого года.  

Большую роль сыграло и отсутствие должных навыков у выпускников технических специальностей: увы, многие студенты приходят в профессию без знаний, достаточных для работы в реальных проектах. Все дело в том, что колледжи и даже самые продвинутые университеты не успевают адаптировать образовательные программы под требования рынка труда — используемые технологии, решения и продукты в IT-сфере развиваются слишком быстро. Как утверждают аналитики International Data Corporation (IDC), лишь 3,5% специалистов в IT-сфере полностью соответствуют современным требованиям. Для специалистов Альфа-Банка, в свою очередь, было важно иметь опыт работы с передовыми IT-инструментами — этот критерий усложнял поиск и практически исключал возможность найма junior-программистов. Поэтому мы поставили задачу создать единую творческую команду, члены которой могли бы профессионально развиваться, генерировать идеи и взаимодействовать друг с другом в рамках объединяющей среды. Эта цель была важна как с точки зрения поддержания внутреннего сообщества банка, так и для создания внешнего кадрового резерва начинающих IT-специалистов, которые в будущем могли бы стать членами нашей команды.  

Также важной миссией проекта Alfa Campus стала разработка концепции, которая могла бы развеять мифы об IT и Digital в банковском секторе. Предубеждений о цифровых тенденциях в сфере банков действительно много: от наличия скучных однообразных задач до абсолютной невостребованности программистов и отсутствия soft skills у менеджеров. Однако Альфа-Банк представляет собой прогрессивную IT-компанию, и для нас было важно бороться с подобными стереотипами, чтобы подобные мифы не отталкивали специалистов от работы в нашей команде. 

Уникальный образовательный проект 

Основной посыл инициативы — попробовать себя в IT-специальности может каждый. Именно поэтому мы сделали бесплатными основные блоки курсов, которые помогут войти в профессию и получить фундаментальные знания. При этом ничуть не пострадало качество бесплатных направлений: наши преподаватели — технические руководители и эксперты банка, а также разработчики инновационных цифровых продуктов. Формат занятий предполагает онлайн-лекции, вокршопы, разбор кейсов. Кроме того, на курсах участники выполняют домашние задания и получают обратную связь от преподавателей. И главное — студенты работают с реальными проектами Альфа-Банка. Все кейсы Alfa Campus связаны с нашими текущими задачами, которые не попадают под соглашение о неразглашении. Мы работаем с версткой, базами данных, мобильными приложениями и сервисами. А лучшие выпускники приглашаются на работу в компанию.   

Учиться в Alfa Campus могут любые начинающие специалисты, независимо от возраста, опыта работы и образования. Учеба помогает участникам понять, что интереснее всего, в каком именно направлении хочется развиваться в IT-сфере и хочется ли вообще. Работа проходит дистанционно, что обеспечивает возможность повысить квалификацию из любой точки России.  

Каких результатов удалось достигнуть 

Нашим специалистам удалось сформировать и запустить 8 программ факультетов, к которым относятся:  

  • системная аналитика; 
  • функциональное тестирование; 
  • ручное тестирование; 
  • микросервисная архитектура; 
  • JavaScript; 
  • Pega; 
  • мобильная разработка (iOS/Android); 
  • ИТ-рекрутмент. 

Мы набрали и обучили штат из 58 преподавателей и 15 менторов. Программы всех факультетов были полностью разработаны inhouse, представителями IT- и Digital-департаментов на основе собственного практического и теоретического опыта. Все преподаватели прошли сертификацию, а программы обучения соответствуют требованиям Министерства образования. 

Для желающих попасть в Alfa Campus мы создали Телеграм-канал, в котором кураторы проекта, HR и Tech-специалисты, представители Альфа Академии делятся полезными материалами, дают советы по дальнейшему трудоустройству и отвечают на вопросы участников.  

В 2022 году на обучение в Alfa Campus было подано более 49 000 заявок; мы отобрали 269 человек, все их них уже завершили курс. Часть выпускников присоединилась к нашей команде, остальные студенты находятся в кадровом резерве. 

Чтобы оперативно обработать большое количество заявок на обучение, мы разработали автоматизированную систему отбора кандидатов, которая могла считывать как количественные ответы, так и качественные. Тесты включали вопросы, касающиеся мотивации, soft skills и пр. Мы также разработали боты в Telegram, с помощью которых результаты скрининга участников подсчитывались автоматически. 

Summary 

Мы уверены, что сегодня особенно важно иметь гибкую стратегию поиска кандидатов, ведь традиционные каналы найма не отвечают потребностям современного рынка. Alfa Campus стал отличным решением не только этой проблемы, этот проект также направлен на творческую самореализацию и объединение команд IT и Digital-департаментов. Преподавателями кампуса могут стать наиболее мотивированные эксперты, которые готовы передавать свои знания. Процесс разработки программ обучения подразумевает общение с коллегами из смежных департаментов, что способствует развитию внутреннего комьюнити и сотворчества. Выпускники проекта попадают в закрытый alumni-клуб и регулярно продолжают встречаться с преподавателями и менторами для обмена опытом. 

Поделиться
ГК «Астра» – новый подход к найму и сохранение «духа» компании
Как за год увеличить штат в два раза в условиях нехватки специалистов и избежать «болезни роста»
Я амбассадорю, ты амбассадоришь, мы амбассадорим!
Как мы запустили программу “Миссия (не)выполнима” в ANCOR.