Бывшие сотрудники компании – ценный ресурс в новой реальности
«Институт выпускников»: первые шаги
У нас всегда был довольно сплоченный коллектив, люди работали по многу лет, и когда сотрудник покидал компанию, он продолжал видеться и общаться с коллегами во внерабочее время. Мы поняли, что работа с этой группой бывших членов команды может стать ценным ресурсом и многое дать как компании, так и сотрудникам. Мы включились в этот процесс общения с экс-сотрудниками и сделали процесс более систематизированным и централизованным, что в целом было несложно, поскольку мы понимали общий «вайб» и были на одной волне с командой. Для упорядоченного общения с бывшими коллегами мы организовали смс-рассылки, запустили лендинг и закрытый телеграм-канал. Также раз в год проходит ежегодная встреча, в которую вовлечена большая часть наших лояльных «выпускников».
Почему мы назвали ушедших из организации коллег «выпускниками»? B2C, D2C – это довольно динамичные сферы бизнеса, где работает большое количество молодых людей. 35% сотрудников компании относятся к возрастной когорте 18–24 года, для многих это первая работа сразу после окончания учебы. Отсюда и возникла ассоциация, что наша компания – это своеобразная alma mater, в которую хочется возвращаться. И именно уникальные отношения, складывающиеся в нашей компании, и являются причиной высокой лояльности сотрудников и их возвращения обратно: в роли покупателей, сотрудников, партнеров или амбассадоров.
Это не просто дружеские встречи
В 2019 году в рамках мультимедийной выставки «re:Store digital art» прошла первая закрытая офлайн-встреча «выпускников», покинувших компанию в разное время.
Мы сразу отказались от формата стандартной friendly-meeting в пользу функционального общения. Мы постарались разобраться, насколько бывшие сотрудники готовы к диалогу, в каких компаниях работают, чего за это время достигли, сменили ли сферу деятельности. Также важно было понять, открыты ли «выпускники» к новым предложениям от Inventive, какой новый опыт приобрели, который мог бы пригодиться нашей организации и т.д. Именно поэтому на встрече присутствовали руководители разных направлений для общения с гостями в неформальной обстановке. Помимо этого, мы прибегли к помощи ex-сотрудников в исследовании аутентичности и преемственности обновляемых ценностей компании. Важно было понять, как они воспринимаются не только текущими сотрудниками, но и предыдущими поколениями компании. Уважение, доверие, ответственность, честность, рост – резонируют ли они для каждого из присутствующих?
Особое внимание мы уделили теме «возвращения в компанию», сильно недооцененной, на наш взгляд, на рынке труда как с точки зрения работы с ценными человеческими ресурсам, так и с позиции позитивного развития бренда работодателя.
Даже во время пандемии мы продолжили наращивать объемы общения с «выпускниками», переведя офлайн-встречи в онлайн-формат. Мы подошли довольно творчески к новой коммуникации, например, проводили квизы, розыгрыши призов среди участников и т.д. Подобная планомерная работа дала свои результаты: в 2021 году мы заняли первое место в рейтинге работодателей среди розничных компаний нашей весовой категории на одном из известных работных сайтов.
Вызовы и решения
Прошлый 2022 был полон вызовов. Во-первых, мы запустили дополнительный HR-сервис для «выпускников». Он совместил в себе карьерные консультации, бесшовный переход в компании-партнеры, взаимодействие с центрами занятости, консультационную работу по подготовке резюме и прохождению интервью. Большинство работодателей не считают нужным вкладываться в сотрудников, которые их покидают. Мы же понимаем, что для нас это ценный ресурс по сохранению и преумножению внутренних компетенций компании. Сохранить ценность лояльного расставания – то, к чему стремятся в Inventive Retail Group.
Все это запараллелилось с закрытием целой сети магазинов Nike, где работало порядка шестисот человек. Кейс получился очень серьезным: не каждый год расстаешься с более чем полутысячей сотрудников. Это сказалось на эмоциональном фоне не только тех, кто ушел, но и тех, кто остался. Некоторым руководителям Inventive пришлось впервые сообщать десяткам подчиненных, что их контракты завершаются вне зависимости от их продуктивности и результатов работы.
Подготовка очередной встречи выпускников подсветила ряд сложностей, которые необходимо было решить.
- Финальный список гостей.
Кейсы ухода из компании могут быть очень разными, поэтому мы стали уделять намного больше внимания их анализу: кто и как уходил из компании, готовы ли люди поддерживать отношения с HR и бывшими коллегами и т.д. Финальный список приглашенных «выпускников» формировался поэтапно – это была большая командная работа. - Ожидания-реальность.
Каждый раз бюджет мероприятия закладывался в ручном режиме. Многие «выпускники» хотели бы встречаться чаще, но мы ведем с ними открытый диалог, в котором поясняем, что частота таких активностей напрямую зависит от текущей ресурсоемкости и актуальных целей компании. - Человеческий фактор.
На первых встречах мы столкнулись с одной заметной сложностью: не все руководители были готовы к встрече со своими бывшими подчиненными. Был проделан длинный путь, чтобы выстроить правильную коммуникацию как на этапе высвобождения персонала, ведь расставание должно быть экологичным, так и в фазе пост-рабочего общения. Благодаря этому мы сильно выросли с точки зрения культуры управления, наработав бесценный опыт правильных расставаний.
Новые навыки HR в связи с проектом «выпускники»
Проводимые встречи – это не только новый опыт и возможности для «выпускников», но и для наших текущих сотрудников. При подготовке каждого мероприятия мы заранее определяли конкретные цели. В 2019 году мы исследовали, насколько «выпускники» и сотрудники по-разному воспринимают ценности компании. В 2020-м сделали упор на неформальное обсуждение повестки в нашей отрасли. В декабре 2022-го, понимая, что не все руководители и амбассадоры компании смогут присутствовать офлайн, мы заранее подготовили видеоматериалы, в которых каждый руководитель попробовал себя в роли соведущего, а вечер стилизовали в тематике «Гарри Поттера», чтобы придать общению раскрепощающую игровую форму. Естественно, такие масштабные задачи каждый раз требовали новых навыков – копирайтинг, продюссирование, диджитал маркетинг, презентационные навыки или административная работа.
Цифры и показатели
В декабре 2022 года мы попросили участников встречи оставить отзыв о мероприятии, и получили больше 90% положительных откликов. Посещаемость мероприятий тоже очень показательный критерий успешности – к нам пришло 98% приглашенных. Разумеется, мы проводим и более глубокий системный анализ того, как экс-сотрудники воспринимают нас в качестве работодателя. Если посмотреть на данные dreamjob.ru, мы увидим нашу текущую оценку по рознице 4,1 – при том, что средний показатель других работодателей отрасли составляет 3,5 — 3,8. По тем, кто нас рекомендует, цифра и вовсе составляет 83%, – существенный отрыв от ближайших конкурентов.
В подтверждение эффективности проекта можно привести и статистику по найму: по итогам прошлого года 20% вакансий были закрыты вновь вернувшимся персоналом. По большей части речь идет о рознице, но возвращаются в родные стены и офисные сотрудники. Такой высокий показатель мы связываем с увеличением количества соприкосновений «выпускников» и компании в период их нахождения вне контура группы. Это позволяет нам поддерживать в уходящих экспертах теплое отношении к компании и чувство значимости и ценности, того, что было сделано с их помощью, когда наши профессиональные пути пересекались. Это, в свою очередь, очень позитивно влияет на наш бренд работодателя.
Экс-сотрудники – ценный ресурс
В ритейле существует достаточно большой дефицит кадров. На конец прошлого года на одну вакансию в среднем на рынке претендовало пять человек, а в сегменте ритейла – менее двух. Мы прилагаем большое количество усилий, чтобы свести к минимуму текучесть кадров. Особым фактом, которым мы гордимся — в 2020 году, невероятно сложном для работодателей, мы не инициировали ни одного расставания с сотрудниками вне зависимости от давления внешних обстоятельств. Но, конечно, ухода персонала не избежать и в свете этого с нашей стороны было бы крайне недальновидно упустить «выпускников» из фокуса внимания, ведь это «теплая» база кандидатов, где уже наращено большое количество связей. В итоге к нам не только возвращается большое количество людей, каждый год у нас увеличивается доля сотрудников, пришедших по реферальной программе: + 5,9% год к году. Все это позволяет нам нанимать более 2000 сотрудников ежегодно.