Журнал ANCOR Журнал международной стаффинговой компании ANCOR №17, ноябрь 2020
Поделиться

Эффективность удаленки и спрос на IT-кадры

Изменение восприятия дистанционной работы и конкуренция за «айтишников»

В течение года мы провели несколько исследований для оценки происходящих изменений на кадровом рынке. Первое – по эффективности дистанционной работы, это была одна из ключевых тем, волновавших работодателей. Позже этот же вопрос возник и относительно формата частичной удаленки.

Второе исследование подняло тему конкуренции между IT и non-IT компаниями за кандидатов. Спрос на айтишников резко возрос в связи с увеличением онлайн активностей: от обслуживания дистанционно работающего персонала до коммуникации с потребителями и роста онлайн продаж. Кстати, именно с электронной коммерцией и ее привлекательностью для кандидатов был связан наш третий опрос.

Эффективность сотрудников во время локдауна и после

В этом опросе приняли участие 223 директора по персоналу из российских и международных компаний, работающих в разных отраслях.  В 91% организаций постоянно проводили замеры эффективности работы сотрудников в разных подразделениях. чаще всего эффективность оценивали по выполнению KPI (65%-90%) и performance review* (70%-90%) — конкретные значения зависели от отрасли.  При этом выяснилось, что около трети респондентов (до 32%) активно использовали в работе метод «интуитивной оценки руководителя. В период пандемии во многих компаниях изменились формат и частота коммуникации: общения между руководителями и подчиненными стало больше, что, в свою очередь, позволило управленцам лучше узнать свою команду.

Если говорить об уровне эффективности: у отделов продаж в период изоляции она в среднем снизилась на 27%, но позже в период «частичной удалёнки» подросла на 38%*; у бэкофиса падение составило всего 9% и значимого прироста при возвращении в офис не наблюдалось.

Опрос директоров по персоналу подтвердил гипотезу о том, что при частичном возвращении в офисы во многих компаниях эффективность сотрудников практически не изменилась по сравнению с периодом до карантина. Большой скачок в уровне эффективности был отмечен только в отделах продаж, однако объясняется он тем, что сейлз-менеджеры получили возможность снова работать в привычном режиме, лично общаясь с клиентами. Из этого можно сделать вывод о том, что вторая волна не сильно повлияет на эффективность персонала: во-первых, люди освоили новые форматы работы и стали более гибкими. Во-вторых, растущая безработица и конкуренция за рабочие места тоже стимулируют к росту ответственности за результат.

Чем компании не из IT-индустрии могут привлечь IT-специалистов

Второй опрос, в котором приняли участие и компании, и специалисты, позволил выявить противоречия между запросами соискателей и предложениями работодателей.  66% работодателей уверены, что объем найма IT-специалистов будет только увеличиваться. При этом 59% сомневаются в привлекательности своей отрасли для айтишников. И для этого есть основания.

Работодатели недостаточно хорошо понимают потребности нужных им специалистов. Так, данные исследования показали, что 94% IT-специалистов хотят работать с современными технологиями, но только каждая вторая компания предлагает эту опцию в описании вакансии. Столько же, 94% соискателей, считают для себя важным удобное расположение офиса, но не более 40% работодателей готовы им это предложить. Менее чем половина компаний (40%) планируют инвестировать в развитие технологий, а этот показатель важен для 92% соискателей. Всего 17% работодателей предоставляют удобное пользовательское оборудование, в то время как 86% кандидатов считают это важным условием работы.

Важен и высокий уровень фиксированной заработной платы, это в числе приоритетов отметили 80% IT-специалистов. Миф о том, что такие сотрудники с удовольствием работают за проектную оплату, тоже не подтвердился. Кризис, разразившейся на кадровом рынке, не затронул IT-кадры. Спрос на них остается высоким и будет расти. Поэтому компаниям придется прикладывать усилия и не только изучать потребности соискателей, но и придумывать креативные решения для привлечения их внимания к своим вакансиям.

Привлекательность e-commerce отрасли для IT-специалистов

Результаты третьего опроса перекликаются с выводами представленного выше исследования ANCOR. Предложений о работе много и избалованные предложениями IT-специалисты придирчиво выбирают для себя работодателей.  У е-commerce отрасли при этом есть своя специфика.

Наиболее благосклонны к работодателям из сферы электронной торговли женщины и молодые специалисты. 74% дам считают e-commerce наиболее интересным сектором для развития карьеры. Такого же мнения придерживаются 87% молодых специалистов. Интерес этих групп респондентов объясняется довольно легко: молодежь хорошо чувствует тренды и готова расти вместе с перспективной отраслью, женщины часто хорошо разбираются в торговле на бытовом уровне, им есть, что предложить площадкам из личного опыта.

В топ-5 самых желанных работодателей из сегмента e-commerce для московских IT-специалистов попали Яндекс (74% опрошенных респондентов хотели бы работать в этой компании), Сбербанк (54%), Mail.ru Group (49%), Ozon (37%), Ситилинк (26%). В числе лидеров рынка e-commerce опрошенные респонденты назвали Ozon и Wildberries (этот бренд привлекателен для 32% участников исследования).

Несмотря на то, что описывая идеального работодателя, 60% опрошенных вывели в приоритет самореализацию (в это же понятие 63% включили разнообразие заданий, 56% — высокий уровень ответственности, 73% — возможность предлагать свои решения и реализовывать их на практике) фактически, IT-специалисты выбирают предложения от престижных компаний, которые повысят ценность резюме. Интересно, что топ-3 самых интересных работодателей – Яндекс, Сбербанк и Mail.ru Group — выигрывают за счет узнаваемости и престижности бренда. А вот лидеры рынка e-commerce  — Ozon и Wildberries -по степени престижности были оценены ниже.

Поделиться
Как выйти из кризиса: мнение наших коллег из разных стран
Директора офисов ANCOR в Тайланде, Казахстане, Украине и Балтии о том, как коронакризис заставил все компании поменять подход к бизнесу